2018.06.08. SIEMENS. МИИТ. Обмен опытом

В Российском университете транспорта (МИИТ) завершился цикл лекций, который в течение учебного года читал студентам президент «Сименса» в России доктор Дитрих Мёллер. «Гудок» побеседовал с главой российского представительства немецкого концерна и узнал, насколько востребованы выпускники российских железнодорожных вузов в транспортных компаниях с мировым именем.


– Доктор Мёллер, когда началось сотрудничество «Сименса» с университетом?


– Наша компания всегда уделяла большое внимание инновациям, исследованиям и подготовке квалифицированных кадров. В связи с этим мы активно взаимодействуем с ведущими российскими вузами. Особые партнёрские отношения сложились с Российским университетом транспорта (МИИТ). В 2014 году компания «Сименс» и РУТ (МИИТ) подписали Стратегическое соглашение, в рамках которого мы сотрудничаем в области разработок новых технологий для железнодорожного транспорта, проводим совместные исследования по нескольким ключевым направлениям. Среди них – системы электроснабжения и автоматики, телемеханика железных дорог, подвижной состав для скоростного и тяжеловесного движения. Поскольку РУТ (МИИТ) является ведущим профильным вузом, наши коллеги из департамента «Мобильность» находятся в тесном взаимодействии с профессорско-преподавательским составом вуза. Наши эксперты читают лекции в университете, организуют для студентов выездные семинары на сервисные площадки, к примеру в депо Подмосковная, где ремонтируют «Сапсаны» и «Ласточки». Некоторых приглашают на производственную практику в «Сименс».


– Какие дисциплины вы преподаёте и как проходят занятия?


– Являясь почётным профессором университета, я читаю курс лекций об особенностях подвижного состава, железнодорожной автоматики, электрификации и проектного менеджмента высокоскоростного железнодорожного движения.


– Принимает ли «Сименс» на работу выпускников РУТ (МИИТ) и других транспортных вузов России?


– Спрос на квалифицированных специалистов высокий и продолжает расти. Даже в условиях сокращения затрат работодатели борются за каждого качественного работника. К вопросу формирования кадрового резерва в «Сименсе» относятся серьёзно. Поэтому мы активно поддерживаем талантливых старшеклассников и студентов. Лучшие из них часто становятся сотрудниками компании. Среди моих российских коллег выпускники не только РУТ (МИИТ), но и Санкт-Петербургского, Уральского и Ростовского государственных университетов путей сообщения.


Есть и немецкие коллеги, которые закончили РУТ (МИИТ). Например, руководитель департамента «Мобильность» «Сименса» в России Йорг Либшер и главный инженер по контактным сетям компании «Сименс АГ» Аксель Шмидер. Последний учился в РУТ (МИИТ) и защитил здесь кандидатскую диссертацию. Он автор уникального издания по электрификации железных дорог. Новую книгу «Контактные сети электрифицированных железных дорог», переведённую на русский язык, в количестве 50 экземпляров мы недавно передали вузу. Это издание является редким трудом, обобщающим все знания и накопленный опыт «Сименса» в области электрификации железных дорог на протяжении более чем ста лет. Уверен, это исследование будет полезно как студентам, начинающим свой профессиональный путь, так и опытным инженерам.


– Сотрудничает ли «Сименс» с другими отраслевыми вузами и ОАО «РЖД» в части подготовки кадров?


– Инновации – основа компании «Сименс». Неотъемлемой частью нашей деятельности являются научно-исследовательская работа и сотрудничество с университетами и институтами. Молодые талантливые специалисты для нашей компании имеют особое значение, ведь именно они в будущем будут развивать ключевые отрасли экономики. Мы сотрудничаем более чем с 50 ведущими вузами страны, среди которых МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа экономики, МГТУ им. Баумана и другие. Совместно с университетами мы ведём научно-исследовательскую деятельность и развиваем программы стажировок для студентов на предприятиях «Сименса».


В 2017 году совместно с Санкт-Петербургским университетом Петра Великого мы открыли лабораторию «Промышленные системы искусственного интеллекта». Результаты исследовательских работ как в России, так и за рубежом будут применяться в высокотехнологичных областях – таких как нефтегазовая промышленность (добыча и транспортировка), городская инфраструктура, производство электроэнергии (газовые турбины).


А на базе Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева – КАИ (КНИТУ-КАИ) создан Германо-Российский институт новых технологий (ГРИНТ). Это международный образовательный проект, в который кроме российских входят и вузы – партнёры из ФРГ. Компания «Сименс» поддерживает деятельность ГРИНТа и заинтересована в эффективном обучении студентов по европейским стандартам.


С января 2018 года функционирует лаборатория цифровой энергетики «Сименс – МЭИ», созданная на кафедре тепловых электрических станций. Это новый оборудованный информационный класс, оснащённый современными компьютерами и симулятором электростанции ПГУ с оборудованием «Сименса». Подобные обучающие приложения используются в Дрезденском университете.


– Транспорт развивается стремительными темпами. На ваш взгляд, что ждёт отрасль в ближайшей перспективе и какими должны стать кадры будущего?


– Можно с уверенностью сказать, что мир стоит на пороге серьёзных технологических перемен. На мой взгляд, будущее развитие всех ключевых отраслей экономики связано с цифровой трансформацией. И мы в «Сименсе» придаём этому особое значение. Только имея передовые решения и технологии, можно отвечать на вызовы современности. В корпоративной стратегии до 2020 года мы определили дигитализацию как одно из ключевых направлений.


Цифровизация процессов касается и железнодорожной отрасли. «Сименс» уже реализует ряд инновационных проектов с использованием цифровых технологий на железнодорожном транспорте, позволяющих использовать новые возможности для наших партнёров. Мы внимательно наблюдаем за развитием программы «Цифровая железная дорога» ОАО «РЖД». Неотъемлемой частью этого масштабного проекта стал новый Центр обработки данных, открытый в депо Подмосковная в 2017 году. Центр является инновационной площадкой, благодаря которой появляется возможность прогнозировать состояние узлов поезда на основе передаваемых составом в реальном времени данных, увеличивать степень готовности подвижного состава и инфраструктуры к эксплуатации и постепенно переходить к сервису «по состоянию». В центре работают специалисты по анализу данных, а также эксперты в области технического обслуживания и эксплуатации подвижного состава. Уже сегодня российские специалисты перенимают опыт «Сименса» по применению технологий Big Data для подвижного состава и инфраструктуры железных дорог и разрабатывают первые проекты для РЖД.


В наших планах и дальнейшая локализация цифровых решений для российского транспорта на наших предприятиях – заводе «Уральские локомотивы» (уровень локализации производства электропоезда «Ласточка» уже больше 80%), в сервисных депо в Москве, Санкт-Петербурге, Адлере.

https://w3.siemens.ru/press_office/about_us/47045.html

 

Дополнительная информация

Рейтинг@Mail.ru