2018.04.09. О развитии инжиниринга в «Силовых машинах» в свете текущих и перспективных проектов компании рассказывает генеральный конструктор Александр Ивановский, к. т. н.

— Александр Александрович, каким вы видите развитие инжиниринга в российском энергомашиностроении? Какие главные задачи в этой сфере стоят перед «Силовыми машинами»?

— Развитие инжиниринга в энергомашиностроении в общем и в «Силовых машинах» в частности должно быть направлено на создание и поддержание конструкторского и производственного потенциала предприятий, который позволит создавать и предлагать рынку энергетическое оборудование, обладающее техническими показателями на уровне или превосходящими мировой опыт, а в ряде областей предлагать технические разработки, не имеющие мировых аналогов, что в конечном итоге обеспечит энергобезопасность страны и усилит позиции на мировом рынке энергооборудования.

Развитие инжиниринга в компании должно идти сразу по нескольким направлениям. Это и совершенствование производимой продукции, и внедрение передовых инструментов в расчетных задачах и конструировании, и выстраивание современных эффективных бизнес-процессов, и системный подход к исключению рисков при принятии технических решений при проектировании, снижение ошибок проектирования. Не менее важно и повышение квалификации персонала.

— Сегодня флагманский проект «Силовых машин» в инжиниринге — внедрение систем автоматизированного проектирования. Расскажите об эволюции подходов и актуальности проекта.

— С точки зрения технологической современности производства и инновационности производимой продукции наша компания всегда была на достаточно хорошем уровне. Сфера IT-технологий последние два десятилетия развивается особенно стремительно, и важно не просто идти в ногу со временем, но опережать его. Поэтому первые CAD / CAM / CAE / PDM решения на предприятиях начали применять еще в 1997 году. А к 2011 году появились широкие возможности для их глубокого освоения. За долгие годы работы использовались различные системы автоматизированного проектирования (САПР). Но в итоге было принято решение о внедрении информационной среды для поддержки жизненного цикла изделия (PLM), что крайне важно для успешной разработки и выпуска продукции в условиях жесткой рыночной конкуренции. Сегодня мы стремимся достичь унификации применяемых систем по пятидесяти направлениям деятельности.

Проект по внедрению PLM стартовал в 2016 году, он уже охватывает конструкторские и технологические службы практически всех предприятий. К маю 2018 года все пятьсот вовлеченных в проект сотрудников технических служб начнут работать по-новому, в рамках промышленной эксплуатации системы.

— Решение о внедрении таких масштабных систем сопряжено с серьезными инвестициями. Каких главных целей вы стремитесь достичь?

— В целом внедрение подходов и методологии PLM позволит компании расширить компетенции и географию заказчиков. И уже в рамках текущих проектов поможет повысить конкурентоспособность продуктов «Силовых машин». Благодаря кардинальному улучшению качества проектирования, сокращению сроков и себестоимости проектных работ за счет развития перспективных направлений и внедрения новейших методик, повышения квалификации сотрудников. Среди целевых показателей проекта - рост производительности труда конструкторов и технологов. В результате мы рассчитываем достичь сокращения времени на конструкторско-технологическую подготовку производства на 30 % и получить возможность за счет существующих ресурсов выполнять больше проектов в те же сроки. Мы ведем пристальный мониторинг, и, как показывает практика, экономический эффект от внедрения новых цифровых технологий может быть очень существенным. И это инвестиции в будущее компании, что позволит «Силовым машинам» не только удержать лидирующие позиции на рынке, но и стать одним из главных двигателей инноваций в российском энергомашиностроении.

— Какие ключевые задачи поставлены на 2018 год?

— Среди ключевых — создание единого информационного поля конструкторскотехнологической подготовки производства. В планах — разработка стратегии использования расчетного программного обеспечения (включая его унификацию и оптимизацию), внедрение универсальных коммерческих IT-инструментов, в том числе автоматизированных рабочих мест с параметризированной геометрией узлов и интеграцией CAD и CAE-пакетов. Также планируется расширение практики численного моделирования и выполнение численных расчетов не только в специализированных секторах, но и в конструкторских отделах. Планируется реализация программ обмена опытом и эффективными техническими решениями между конструкторскими бюро «Силовых машин». Отработка принципов организации совместных рабочих групп, составленных из специалистов различных КБ по созданию или совершенствованию продукта.

Разрабатывая будущее

— У «Силовых машин» беспрецедентный опыт научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Каковы главные итоги работы в 2017 году?

— НИОКР, или R&D, — основное направление совершенствования инжиниринга, позволяющее сформировать научнотехнический задел. Наличие наработок, особенно в условиях дефицита времени, помогает при проектировании и позволяет создавать намного более совершенные изделия. Каждая внедряемая разработка по сути является нашим вкладом в создание национальной инновационной энергетической системы. За последние четыре года подразделения «Силовых машин» собственными силами работали над девяносто двумя различными НИОКР. Это наш задел на будущее. Однако эту работу необходимо вести непрерывно. Также важно, чтобы темы и результаты НИОКР, воплощаемые в выпускаемых изделиях, максимально соответствовали потребностям рынка с учетом его постоянного изменения. Поэтому проводятся регулярные экспертные советы с участием сбытовых и маркетинговых подразделений компании, конструкторские подразделения получают информацию о тенденцииях рынка и учитывают их при формировании программ НИОКР.

— «Силовыми машинами» создано четыре совместных предприятия. Как партнерства способствуют инновационному технологическому развитию?

— Главная задача международного сотрудничества — достижение положительных финансово-экономических показателей через развитие новейших технологий именно в России. Это открывает новые перспективы для развития холдинга, развития всего отечественного машиностроения. Таким образом, у нас появляется возможность создавать различные виды оборудования по новым для нас технологиям. При этом я разделяю подход: импортозамещение при неполной локализации, кроме доли локализации в стоимостном выражении, должно включать требование обязательной локализации в России критических для энергобезопасности узлов и деталей.

Профессионализм в тренде

— Несмотря на развитие технологий искусственного интеллекта, big data, блокчейна и так далее, в инжиниринге кадры по?прежнему решают все?

— Безусловно. В развитии инжиниринга, особенно сейчас, когда мы активно отлаживаем внутренние процессы, принципиально важна вовлеченность каждого сотрудника. Особенно это касается проектной деятельности: здесь сокрыты колоссальные резервы для снижения издержек, повышения качества работы для большей конкурентоспособности продукции на рынке, роста темпов развития компании. Требуются идеи, силы, желание и готовность выявить и устранить узкие места, личная заинтересованность. Коллектив «Силовых машин» уникален. И объективно по уровню квалификации сотрудников инжиниринговых служб мы не уступаем лучшим российским практикам. Но мы не останавливаемся на достигнутом. Уже разработан план оперативных и долгосрочных мероприятий по обучению и повышению квалификации, сформированный с учетом рыночной стратегии компании. Утверждены программы развития инжиниринговых подразделений.

— Какие направления развития потенциала инжиниринговых подразделений в приоритете?

— Безусловно, деятельность конструкторов и технологов требует поддержки и системного развития по целому спектру направлений. Так, в рамках формирования проектных команд при проработке новых продуктов мы уже изменили ключевой принцип: перешли от иерархической структуры организации к матричной. Это эффективная практика многих международных компаний, и в адаптированно виде применима и к «Силовым машинам». Наша цель — не только обеспечить эффективность и прозрачность процесса разработки новых продуктов, но и добиться максимального вовлечения сотрудниковисполнителей. При этом ответственность за проект возлагается на главного конструктора проекта. Также уже скорректированы процедуры и алгоритмы прохождения экспертиз проектов с привлечением к обсуждению внешних экспертов заказчиков, сотрудников ведущих отраслевых институтов и предприятий. Работа по этим направлениям началась относительно недавно, но у нас уже есть детальное понимание, какими ресурсами мы располагаем, с чем можем работать и в каком направлении двигаться дальше. Кроме того, разработаны, утверждены в виде стандартов и внедрены методики применения специальных процедур оценки и оптимизации себестоимости изделий (Design to Cost), охватывающие как стадию подготовки ТКП, так и стадию проектирования.

[Мегаватт №1(16) 2018]

http://www.power-m.ru/press-center/magazine-megawatt/

 

Дополнительная информация

Рейтинг@Mail.ru