2018.04.09. В Арктику налегке: Росатом создает безэкипажное судно

Таким образом будет повышена эффективность морских перевозок

Арктика — пожалуй, одна из самых загадочных частей мира. Человечество исследует эти северные земли начиная с XI века, когда русские мореплаватели первыми вышли в моря Северного Ледовитого океана. С тех пор технологии по их освоению далеко ушли вперед. Причем теперь для этого даже нет необходимости в присутствии человека. Такая возможность может появиться благодаря разработке Росатома. Специалисты госкорпорации создают цифровую модель безэкипажного судна, которое поможет повысить эффективность морских перевозок в Арктике.

Арктика отличается своими суровыми климатическими условиями. Поэтому львиная доля затрат в судовождении — это создание инфраструктуры для жизнеобеспечения экипажа. Кроме этого, как показывает статистика, 60-80 % ошибок допускает именно персонал, ущерб от которых оценивается судовладельцами в $1,5 млн в день. Впрочем, в Росатоме нашли способ решить эту проблему. Специалисты предприятия госкорпорации Российского федерального ядерного центра-Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) разрабатывают цифровую модель безэкипажного судна (БЭС) совместно с ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и Институтом океанологии имени Ширшова Российской академии наук.

«РФЯЦ-ВНИИЭФ в рамках данного проекта выполняет работы по созданию цифровой модели безэкипажного судна, проводит моделирование с учетом влияния гидрометеорологических условий и географических особенностей на объекты и процессы моделирования», — поясняет представитель ядерного центра. Благодаря совместному проекту предприятий теперь людей на корабле заменят приборы. Именно новейшее оборудование будет обеспечивать передачу, получение сигнала, диагностику, мониторинг систем судна и так далее. Таким образом, удастся получить должный экономический эффект. Кроме того, процесс создания БЭС позволит усовершенствовать и другие, традиционные суда. В частности, существенно улучшить конструкцию корпуса, отказаться от надстройки, разместить в носовой части грузовой трюм, оптимизировать соотношения размерений корабля. А это в свою очередь благоприятно скажется на экипаже, поскольку нивелируется отрицательное влияние резкой качки на обитаемость персонала. Создание цифровой модели БЭС также позволит увеличить площади грузовых отсеков и пролонгировать сроки плавания судна.

Необходимо отметить, что в России разработка технологий безэкипажного судовождения ведется в отношении различного рода судов - например, научно-исследовательских, спасательных, транспортных. Отдельное внимание уделяется безэкипажному судовождению гражданского назначения. Его создание и применение — одна из главных целей Национальной технологической инициативы «Маринет». Как отмечают в Росатоме, безэкипажное судовождение – это наиболее перспективное направление применения информационных технологий в области морского и речного транспорта. Действительно, если посмотреть на мировые тенденции, то, с одной стороны, налицо увеличение речных и морских перевозок. С другой — наблюдается снижение числа квалифицированного персонала. Неудивительно, что на этом фоне появилось инновационное направление по созданию безэкипажных судов. Причем в этом вопросе помимо России активно ведут разработки и другие страны. В частности, Великобритания планирует реализовать свой проект в 2019 году. Не отстает и Норвегия, рассчитывающая к концу 2018 года запустить электрическое автономное БЭС. Правда, пока лишь на небольшие расстояния для речных перевозок. В том же направлении работают Нидерланды, Франция, группа компаний в Евросоюзе. Равнодушными к БЭС не остались также китайцы. В Поднебесной сейчас ведут соответствующие наработки в данной области.

http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=b63dba33-67e1-4ba3-8815-05ccdecc8c13#content

 

Дополнительная информация

Рейтинг@Mail.ru